Игровой процесс серии можно рассматривать как небольшой возврат к ранним шутерам от первого лица. Пока другие компании трудились над реалистичностью и процессом отождествления игрока и главного героя, Serious Sam предложил традиционный, Quake-подобный игровой процесс. Тем не менее, современные технологии позволили возвести классическую формулу игры на новый уровень. Закрытые коридоры сменяются огромными игровыми пространствами, небольшие группы противников — целыми ордами, а также десятки секретных мест, хранящих игровые ценности, или даже послания разработчиков игрокам. Бои занимают большую часть игрового времени, а Сэму помогает ИНЕРТАН (Имплантированный в НЕРвную систему Тактический АНализатор (англ. NETRICSA — NEuro-TRonically Implanted Combat Situation Analyser)), продвинутый искусственный интеллект, хирургически помещенный в мозг. ИНЕРТАН обеспечивает внутриигровую базу данных, сохраняя информацию по всем встреченным противникам и вооружению, а также давая некоторые подсказки и описывая сюжет в процессе игры. На всех уровнях находится множество боеприпасов и оружий, большинство которых не требуют перезарядки. Дизайн противников причудлив, но в них часто угадывются мифологические и фантастические существа, от летающих Гарпий (Harpies) до гигантских двуножных роботов и безголовых камикадзе.
Особенность Serious Sam — игра в команде, довольно редкое явление в современном игрострое шутеров от первого лица. Кроме сетевой игры, также существует возможность разделения экрана с поддержкой до четырех игроков, что встречается на ПК еще реже, хотя обычное явление на игровых приставках.
Сюжет
Введение игры рассказывает о событиях, произошедших до этого: в древние времена, Земля была вовлечена в конфликт между Менталом и Сирианцами, инопланетной расой, оставившей множество артефактов, впоследствии найденных землянами. В 22 веке армии Ментала вернулись на Землю, чтобы истребить человечество. Последней возможностью выжить для землян стал артефакт Ключ Времени (Time Lock), способный отправить назад во времени одного человека, который мог победить Ментала и изменить ход истории. Благодаря своей храбрости в боях с монстрами, Сэм «Крутой» Стоун был избран на отправление в прошлое. В начале игры, Сэм появляется в древнем Египте, и путешествует от одного древнего монумента к другим, по пути беспрестанно сражаясь с монстрами, посланными следом за ним Менталом. Во время путешествия, Сэм активирует скрытый коммуникатор Сирианов в Луксоре, который вызывает на Землю космический корабль из глубин космоса. Сэм продвигается к Великой Пирамиде для контакта с кораблем, и, после невероятной битвы с генералом Ментала Угх-Заном Третьим (Ugh Zan III), он попадает на корабль Сирианцев.[1]
Оружие
Нож - оружие (как и револьверы), с которым игрок появляется в начале игры, убивает слабых врагов с одного удара.
Револьвер/два револьвера - игрок появляется с одним револьвером, второй находится в процессе игры. Имеет бесконечный запас патронов, но после 6/12 выстрелов перезаряжается. Слабое, но очень точное оружие.
Дробовик — относительно скорострельное оружие, точность средняя, слабых врагов убивает с одного выстрела.
Двустволка — медленнее, но мощнее дробовика.
Автомат Томпсона — точное и мощное оружие с высокой скорострельностью.
Миниган — очень мощное оружие, но менее точное, чем автомат. Перед началом стрельбы требует некоторого времени на раскрутку ствола.
Ракетница — как и в большинстве игр, пушка, выпускающая ракеты высокой мощности, но невысокой скорости.
Гранатомёт — гранаты летят по параболе, со скоростью зависящей от времени удержания кнопки стрельбы. Взрываются при соприкосновении с врагами или сами по себе после остановки.
Лазерная пушка стреляет из 4 стволов зелёными лучами. Мощнее минигана, однако скорость полёта лучей меньше.
Пушка похожа на средневековую корабельную пушку, скорость вылета ядра зависит от времени удержания кнопки стрельбы. Ядро убивает всех врагов на своём пути, кроме самых крупных.
Разработчики
Croteam создали свой собственный движок для использования в First Encounter и Second Encounter. Названный «Serious Engine», он разрабатывался для работы с огромными зонами видимости и огромным количеством моделей, в отличие от большинства шутеров от первого лица, разрабатывающихся для отрисовки ограниченных областей и нескольких моделей на экране в один момент: он получился очень эффективным, способным поддерживать десятки движущихся моделей даже на скромных системах, что позволило ему составить конкуренцию движкам id Tech, Unreal или Source. «Serious Engine» может проводить отрисовку и через Direct3D, и через OpenGL, и, хотя он не поддерживает пиксели и вершинные шейдеры, он оптимизирован для 7го поколения аппаратного преобразования, разделения и освещения Direct3D. «Serious Engine» доступен для лицензирования от Croteam.[2]
Следующая, более мощная версия «Serious Engine» была разработана для использования в Serious Sam II, и получила название «Serious Engine II». Она имела поддержку большинства особенностей современного видеоадаптера, вроде пиксельных вершин, вершинных шейдеров, HDR, размытия и параллаксного распределения.
Serious Engine 3 был использован в Serious Sam HD: The First Encounter и Serious Sam HD: The Second Encounter, и будет использован в Serious Sam 3. Он включает детальные тени и полностью перемоделированных врагов для большей реалистичности. Этот движок также разрабатывается для максимальной эффективности работы с HDR и High Definition mapping.
Крутой Сэм оригинально был озвучен John J Dick[3], в русской версии озвучивал Никита Джигурда (Второе пришествие).
Оценки
The First Encounter был удостоен различных похвал редакций и пользователей, с общим рейтингом 83 % на Game Rankings[4] 1 октября 2007. Получил несколько наград от игровых СМИ, в том числе, Игра Года.
Игра года (ПК) (2001) — GameSpot[5]
Выбор редакции — IGN[6]
Выдающиеся достижения в технологиях (2001) — IGN Action Vault[7]
Сюрприз года (2001) — IGN Action Vault[7]
[править]
Интересные факты
После выхода «The First Encounter» разработчики заявляли, что будут делать игру в несколько эпизодов, однако после выхода «The Second Encounter» они сконцентрировались на разработке полноценного продолжения.
Как явствует из финальных титров к «The First Encounter», Sam «Serious» Stone — один из разработчиков игры (в титрах многие разработчики указаны с никнеймами). Вполне вероятно, что лицо Крутого Сэма изначально и было срисовано с лица этого человека.
Разработка «Первой крови» велась с 1996 г. Данная игра была разработана Croteam как демонстрация их движка, поэтому в некоторых странах ее цена была в 2 раза ниже остальных.